Буллинг (от англ.) – запугивание, унижение, оскорбление, физический или психологический террор.
Кибербуллинг – буллинг, осуществляемый в виртуальной среде с помощью интернета и мобильного телефона.
1. Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова: читать грубости также неприятно, как и слышать.
2. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не нужно общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путём. Лучший способ испортить хулигану его выходку – игнорировать его.
3. Обратите внимание на психологические особенности подростка.
Признаки того, что ребёнок подвергается кибербуллингу, различны, но есть несколько общих моментов:
- у подростка наблюдаются перемены в настроении, поведении, сне и аппетите, симптомы эмоционального дистресса на протяжении и после использования интернета;
- несовершеннолетний прекращает общение с друзьями, избегает школы или школьных компаний, имеет нестабильные оценки и отыгрывает злость в домашней обстановке;
- у ребёнка нет ни одного близкого друга, успешнее он общается со взрослыми, нежели со сверстниками;
- склонен к депрессии.
4. Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых подростка подвергается буллингу или кибербуллингу, то сообщите об этом администрации школы или психологу.
5. Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в Интернете (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, личные фотографии), может быть использована агрессорами против них.
6. Помогите ребёнку найти выход из ситуации: практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички. Большинство социальных сетей и сервисов электронной почты имеют в настройках опцию «заблокировать пользователя» или «занести в чёрный список».
7. Поддерживайте доверительные отношения с подростком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнут поступать угрозы или агрессия. Наблюдайте за его настроением во время и после общения с кем-либо в Интернете.
8. Убедитесь, что оскорбления (буллинг) из сети не перешли в реальную жизнь. Если поступающие угрозы являются достаточно серьёзными, касаются жизни или здоровья ребёнка, а также членов его семьи, то несовершеннолетний имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов, а действия обидчиков могут попадать под статьи действия уголовного и административного кодексов о правонарушениях.
Как помочь молодому пользователю, если он уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой.
1. Установите положительный эмоциональный контакт с подростком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребёнок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.
2. Если подросток расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации. Выясните, что привело к данному результату – действия самого ребёнка, недостаточность контроля со стороны родителей или незнание несовершеннолетним правил безопасного поведения в Интернете.
3. Если ситуация связана с насилием в Интернете в отношении ребёнка, то необходимо узнать информацию об обидчике, историю взаимоотношений с ним, выяснить, существует ли договорённость о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, получить сведения о том, что известно обидчику о ребёнке (имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. д.). Объясните и обсудите, какой опасности может подвергнуться несовершеннолетний при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей.
4. Соберите наиболее полную информацию о происшествии как со слов подростка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где был молодой человек, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем она может вам пригодиться при обращении в правоохранительные органы.
Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребёнком личной информации о себе и своей семье. Также юный пользователь рискует подвергнуться оскорблениям, запугиванию и домогательствам. Особенно опасным может стать установление дружеских отношений с ребёнком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на форуме или в социальной сети. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник, чаще всего представляясь сверстником, входит в доверие к несовершеннолетнему, а затем пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о встрече. Иногда такие люди выманивают у детей сведения, которыми потом могут шантажировать ребёнка, например, просят прислать личные фотографии или провоцируют на непристойные действия перед вебкамерой.
Рекомендации по предупреждению встречи подростков с незнакомцами
1. Поддерживайте доверительные отношения, чтобы всегда быть в курсе, с кем подросток общается в сети. Обратите внимание, кого ребёнок добавляет к себе «в друзья», с кем предпочитает общаться в сети – с ровесниками или с людьми старше себя.
2. Объясните, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, номер школы и т.д.), а также пересылать виртуальным знакомым свои фотографии и видео.
3. Нельзя ставить на аватарку или размещать в сети фотографии, по которым можно судить о материальном благосостоянии семьи, а также фотографии других людей без их разрешения.
4. Объясните, что при общении на ресурсах, требующих регистрации (в чатах, на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), лучше не использовать реальное имя. Помогите несовершеннолетнему выбрать ник, не содержащий никакой личной информации.
5. Объясните подростку опасность встречи с незнакомыми людьми из Интернета. В сети человек может представиться кем угодно, поэтому на реальную встречу с интернет-другом надо обязательно ходить в сопровождении взрослых или подруги/друга.
6. Детский познавательный интерес к теме сексуальных отношений между мужчиной и женщиной может активно эксплуатироваться злоумышленниками в Интернете. Постарайтесь поговорить с ребёнком на эту тему. Объясните ему, что нормальные отношения между людьми связаны с доверием, ответственностью и заботой, но в Интернете тема любви часто представляется в неправильной, вульгарной форме. Важно, чтобы подросток был вовлечён в любимое дело, увлекался занятиями, соответствующими его возрасту.
раскрыть » / « свернуть