Как учить эффективно, быстро и весело
Перед экзаменом запомнить большой объем материала бывает очень трудно, если использовать простую зубрежку. Еще Юлий Цезарь владел приемами, которые помогают вовремя вспоминать нужную информацию. Ее не обязательно заучивать и много раз повторять. Кроме традиционного конспектирования, выписывания и учения до помрачения можно пользоваться при подготовке приемами эйдетики. Это раздел психологии, который занимается вопросом эффективного запоминания.
Эйдетика помогает человеку с помощью образов и ассоциаций запомнить любой материал. Она развивает эйдетизм – особый вид памяти. Человек с развитым эйдетизмом всегда помнит намного больше, чем тот, кто пользуется обычной механической памятью (заучиванием).
То, что человек запоминает, используя эйдетические приемы, держится в памяти месяцами, годами, а то и всю жизнь.
Запоминать, используя эйдетику, гораздо интереснее и легче, чем зазубривать.
На запоминание с помощью эйдетики уходит намного меньше времени, чем на заучивание и повторение.
Существует более 20 способов эйдетического запоминания материала. Каждый человек может выбирать себе тот, который ему интересен и дается легче всего.
Методы запоминания
Объяснить, как работает тот или иной метод довольно трудно без примеров. Чтобы вам было понятнее и, главное, полезнее, в мы рассмотрим примеры самых распространенных приемов запоминания.
На основе этих примеров вы можете самостоятельно придумать свои варианты запоминания текстов, иностранных слов, правил, формул, стихов и прочего.
1. Логическая цепочка.
Если вы относитесь к числу людей, которым легче работать с логикой, чем с воображением, то запоминать, например, цифры, можете так.
Дата рождения Цицерона: 3 января 106 г. до н.э.
Чтобы это запомнить, можно использовать такую логическую цепочку 3+1 (январь – первый месяц)+ 6 (последняя цифра даты)=10 (средние цифры).
На основе такого примера можно строить любые удобные вам логические цепочки.
2. Последовательные ассоциации.
Этот способ удобен для запоминания, например, ряда слов. К каждому слову необходимо привязать следующее за ним в один рассказ.
Например, ряд слов, которые передают правило употребления «ы» после «ц»: концы, сестрицын, цыган, цыпочки, цыпленок, цыц. «Цыган на цыпочках стоит и «цыц» цыпленку говорит и наблюдает, как сестрицыны косицы летают на ветру, как птицы».
3. Фонетические ассоциации.
Это отличный метод для запоминания иностранных слов и цифр. Он основывается на подборе созвучных слов для запоминания.
Английское слово magazine в переводе на русский – «журнал». Нарисуйте себе образ магазина, который архитекторы сделали в виде раскрытого журнала, каждый отдел его выглядит, как страница.
То же и с цифрами. Любую дату можно описать словами, которые начинаются на ту же букву, что и цифра. 2012 – девушка, необычное, обаяние, душа.
Стоит сделать небольшое отступление: в эйдетике можно и нужно фантазировать о нереальном. Сюда часто подключаются детские мечты, сказочные и нелогические возможности и явления. Словом, никаких ограничений. Это только ваша память и только вы знаете, какой ей преподнести образ, чтобы она его надолго оставила в активе.
Кроме того, наверняка вы уже поняли, что для запоминания чего-то одного можно использовать несколько методов. Так часто бывает легче, а на временных затратах это никак не отражается.
4. Автобиографические ассоциации.
Тут вы можете использовать все то, что с вами уже случалось раньше. Накладывайте яркие случаи вашей жизни на предмет запоминания.
Например, touch (англ. касаться) наложите на свое воспоминание детского желания притронуться к туче (звучит похоже).
Чем ярче представите, тем сильнее запомнится. Согласитесь, это интересно.
5. Оживление.
Этот метод продолжает тему яркости и образности. Скучные формулы, заковыристые фразы можно представлять яркими примерами из той же темы, раздела, которые включают в себя то, что нужно запомнить.
Например, годы правления Сталина 1924 – 1953 можно запомнить, оживив их такими данными. Сталин был довольно жестоким правителем, он «хлестал» многих и разве что не четвертовал (хлыст похож на двойку в дате, четвертовал – на слово четыре).
Оживляем образ жесткого правителя с хлыстом и желанием всех несогласных четвертовать. Теперь добавляем историю о том, что спокойствие воцарилось опять (цифра 5), после столь тревожных (три – тревожные) лет.
6. Правильное чтение.
Для того чтобы прочесть параграф и эффективно запомнить его, существует метод ОЧОГ – ориентировка, чтение, обзор, главное.
На практике это выглядит так. Сначала необходимо «пробежаться» глазами по параграфу, пункту, то есть провести ориентацию. Это занимает пару минут. После этого – чтение, более глубокое, с анализом его содержания (обзор). И последний пункт – выделить главную мысль прочитанного.
раскрыть » / « свернуть